Среда учебного заведения оказывает большое влияние не только на уровень грамотности и образования, но и на здоровье каждого ребенка и подростка. Профилактика школьников – первоочередная задача: ее выполнение позволит избежать нарушений в молодом организме, который растет и развивается. Такие патологии могут затрагивать как физическое, так и психологическое и даже психическое состояние ребенка. В России примерно 2/3 школьников на момент достижения 14 лет имеют одно хроническое заболевание. Число подростков, которые абсолютно здоровы на момент выпуска из учебного заведения составляет только 10% от общего количества. Заболевание в школе, возникшее у детей и подростков, неблагоприятно влияет на процесс обучения и на многие факторы, связанные с взрослой жизнью.
Причины школьных заболеваний
Заболевание детей в школе с высокой долей вероятности можно предотвратить. Для этого следует уделить внимание вопросу гигиены (зрения, сна, труда), качества питания; учитывать фактор нагрузки на организм (в том числе, на головной мозг учащегося). Причины, из-за которых возникают школьные болезни: неправильное питание, пребывание в стрессовой обстановке, переутомление, переохлаждение, некорректно созданные условия для занятий учащегося.
Чтобы в будущем избежать осложнений, нужно соблюдать меры профилактики:
- Питаться своевременно, сбалансировано, в достаточном количестве.
- Избегать переутомления.
- Выполнять упражнения, которые позволяют содержать глазные мышцы в тонусе.
- Спать не менее 8 часов в сутки.
- Не злоупотреблять эксплуатацией компьютера и других электронных устройств.
В свою очередь, родителям нужно создать для ребенка благоприятную психологическую обстановку, обеспечить условия для полноценного осуществления учебно-воспитательного процесса.
Чтобы избежать осложнений в будущем, школьные болезни необходимо предотвращать или купировать на ранней стадии их развития. В этом случае можно снизить риск перехода нарушений из острой формы в хроническую, которая тяжело поддается устранению.
Школьные заболевания
Причины школьных болезней разнообразны: от наследственной предрасположенности, неправильного питания и чрезмерной нагрузки до перенесенной интоксикации и повышенной утомляемости.
Основные патологии, возникающие у детей и подростков во время обучения, связаны с состоянием зрения, позвоночника, нервной системы, органов пищеварения и с уровнем иммунитета.
Профилактика заболеваний школьников направлена на предотвращение последствий тех нарушений, которые возникают за период обучения. К таким отягощающим состояниям относится сбой обмена веществ, гормональная нестабильность, остеохондроз, варикозное расширение вен, артроз. В свою очередь заболевания, связанные с чрезмерной нагрузкой на нервную систему, могут привести к развитию психических расстройств – от неврозов до панических атак. Такие люди впоследствии тяжело адаптируются к пребыванию в социуме – у них возникают сложности с построением отношений, затруднения в коммуникации с коллегами и окружающими.
Если в период прохождения обучения школьник инфицируется респираторными патологиями, заболеваемость может привести к ослаблению иммунитета. Особенно, если ребенок или подросток не получил грамотное лечение своевременно или не прошел его в полном объеме.
Внимание!
Это подчеркивает, насколько важно предотвращать болезни у детей и подростков. Особенность патологий, возникающих в школьном возрасте, заключается в их длительном периоде латентного развития. К таким болезням зачастую относятся нарушения работы пищеварительной системы – когда они начинают проявляться признаками, уже находятся на запущенных стадиях. Особенно, если родители ребенка или подростка длительное время не приводили его на прием к врачу.
Поэтому основа, которую содержит профилактика заболеваний детей в школах, предполагает своевременное прохождение медицинских осмотров. Стандартный график посещения врача учащимися при условии отсутствия жалоб на состояние здоровья – 1 раз в год.
Зрение (близорукость, дальнозоркость)
Профилактика заболеваний в школе включает в себя и предотвращение развития глазных патологий, которые характеризуются ухудшением зрения. К таким нарушениям относятся близорукость и дальнозоркость.
Активная работа глаз длится не менее 15 часов за 1 сутки. Повышенная нагрузка на зрительный центр приводит к ухудшению его работы. В итоге у ребенка ограничивается поле видимости, текст и картинки кажутся размытыми, отдаленными.
Гигиена зрения – это комплекс действий по улучшению функций глаз и профилактике развития состояний, при которых способность видеть снижается. Для этого родителям школьника нужно выполнять следующие правила:
- Следить за тем, чтобы ребенок располагал текст на правильном расстоянии от глаз: дистанция определяется возрастом учащегося, длиной предплечья и кисти, и составляет не менее 35 см.
- Устранить с рабочей поверхности блики, затененные участки.
- Обеспечить ребенку нормальное освещение в комнате и в рабочей зоне в частности. Оно должно быть не только достаточным, но и равномерным. Активность зрительного центра сохраняется на полноценном уровне, если уровень естественного освещения находится в пределах 800-1200 люкс.
- Располагать настольную лампу слева от школьника.
- Установить стул по отношению к столу таким образом, чтобы между его краем и учащимся мог располагаться кулак.
Если школьник выполняет монотонную работу, ему необходимо отдыхать каждые 20 минут. При осуществлении разнообразной деятельности продолжительность непрерывного занятия не должна превышать 1 час. В ином случае может возникнуть нарушение зрения.
Длительность занятия на компьютере зависит от возраста ребенка: в 1 классе – 10-15 минут, со 2 по 5 класс – 15-20 минут, в 6 и 7 классе – 20-25 минут. Учащиеся 8 и 9 класса могут непрерывно находиться перед монитором не более получаса, а в 10 и 11 классе этот показатель может достигать 50 минут.
После уроков ребенку необходимо отдохнуть от работы с текстовым материалом – в этом случае глаза получат разгрузку.
Гастрит
Гастрит – это воспаление слизистой оболочки желудка, возникающее из-за неправильного питания, изнурительной диеты, перенесенной интоксикации, влияния стрессов. Длительность с момента первичных изменений до появления симптомов может варьировать от нескольких месяцев до полугода и даже года. Воспаление слизистой оболочки желудка проявляется:
- Болью в животе.
- Нарушением дефекации, поскольку пища не переваривается в полной мере.
- Тошнотой, рвотой.
- Вздутием живота.
- Повышенным газообразованием.
- Появлением белого или серого налета на языке.
Дополнительные признаки: ослабление аппетита, вялость. Гастрит устраняют комплексно – за счет применения лекарственных препаратов и коррекции питания.
Искривление позвоночника
Профилактика школьных болезней включает в себя и работу над осанкой, предотвращение развития ортопедических патологий. К их числу, прежде всего, относится остеохондроз и сколиоз. Развитию этих патологий предшествует ненормированная нагрузка на спину, неправильное положение тела за столом (например, низкий наклон головы над рабочей поверхностью). Также деформацию позвоночника вызывает неправильный подбор мебели для школьника.
Для справки!
Правильная осанка – это сочетание прямого туловища, поднятой головы и расправленных плеч
Искривление позвоночника проявляется болью в спине, повышенной утомляемостью. Меры профилактики, позволяющие избежать развития сколиоза и остеохондроза – грамотное чередование режима труда и отдыха, выработка правильной осанки, разумное выполнение спортивных упражнений.
При наследственной предрасположенности к искривлению позвоночника нужно проходить осмотр у ортопеда не реже 1 раза в полгода. В случае выявления первоначальных изменений ребенку или подростку назначают ношение корректирующего корсета.
Невроз, стресс
Болезни детей школьного возраста включают в себя и расстройства состояния нервной системы. Из-за волнения относительно успеваемости и ненормированной нагрузки у ребенка или подростка могут начаться проблемы с психологическим состоянием. Они проявляются:
- Резкими перепадами настроения.
- Гиперактивностью.
- Стремлением к изоляции.
- Тягой к самоутверждению.
- Впечатлительностью.
Нарушения нервной системы, возникающие в школьном возрасте, могут быть вызваны внутрисемейными конфликтами, переездом, перенесенным испугом. Также имеет значение фактор пережитой психологической травмы.
Чтобы избежать развития болезней нервной системы, необходимо создать для ребенка условия, находясь в которых, он будет чувствовать себя в безопасности. Также следует оградить его от общения с коллективом или отдельными его представителями, если он испытывает от них недоброжелательное отношение.
Родителям нужно помнить, что нагрузка на психику ребенка должна быть нормированной. В ином случае учебный процесс воспринимается как стресс, а он, в свою очередь, способен вызвать ряд заболеваний разной степени тяжести.
ОРВИ, ангина
Инфекционные заболевания в школах – одна из актуальных проблем. Скопление людей на ограниченной территории приводит к быстрому распространению патологического процесса. Если сравнивать с простудой, то грипп влияет на организм тяжелее, и чаще приводит к развитию осложнений. В большей степени они связаны с состоянием сердечно-сосудистой системы.
Инфекция проявляется выраженной симптоматикой, к которой относится:
- Повышение температуры тела.
- Кашель.
- Сухость в горле.
- Ощущение заложенности носа, нарушенное обоняние.
- Слабость в теле.
- Боль в горле.
- Состояние общей интоксикации организма.
- Отсутствие аппетита.
- Апатия.
В зависимости от признаков, нужно выполнить дифференциальную (сравнительную) диагностику: исключить наличие похожих инфекций. Например, по клиническим проявлениям грипп напоминает ОРВИ. Но при этом характеризуется высокой температурой тела, ломотой в мышцах и суставах, кашлем.
Только специалист может установить точный диагноз – исключить подобное заболевание.
Благоприятное условие для развития ангины, ОРВИ, гриппа – сниженный иммунитет. Этому способствует, прежде всего, переохлаждение организма.
Нужно учитывать, что респираторно-вирусные болезни характеризуются передачей воздушно-капельным путем. Поэтому, если своевременно не принять меры, быстро происходит заболевание класса в школе. Чтобы купировать подобное, заболевшего ученика необходимо немедленно изолировать от здоровых детей, следить за тем, чтобы он не прикасался руками к слизистым оболочкам.
Для профилактики развития респираторной инфекции необходимо избегать скопления общественных мест в период наибольшей заболеваемости.
Общие меры профилактики
Профилактика здоровья школьников включает в себя соблюдение следующих правил:
- Нормализацию питания. Необходимо дополнить рацион свежими овощами и фруктами, зеленью и ягодами, поскольку они витаминизированы. Минимизировать употребление специй, газированных напитков, рафинированных продуктов.
- Отказ от использования рюкзаков и сумок, которые нужно носить в одной руке.
- Улучшение освещения в комнате. В светлое время суток нужно организовать школьнику рабочее место вблизи окна. Вечером учащемуся целесообразно пользоваться настольной лампой.
- Вакцинацию в период наибольшей заболеваемости респираторно-вирусными болезнями.
Нужно учитывать, что школа – место с большим скоплением людей. Чтобы избежать инфицирования, нужно регулярно использовать антисептический раствор – обрабатывать им руки в течение дня и, особенно, перед приемом пищи.
Заключение
Болезни школьного возраста – группа патологий, которые развиваются вследствие чрезмерной нагрузки на формирующийся организм, из-за отсутствия условий для осуществления обучения. Такие нарушения могут неблагоприятно отразиться на образовательном процессе, в дальнейшем снизить качество жизни человека. Чтобы предотвратить развитие школьных болезней, нужно организовать полноценные условия для пребывания ребенка или подростка не только в учебном заведении, но и дома. А содействие психолога способствует формированию правильного микроклимата для учащихся разного возраста.